Минтруда — про договор ЕАЭС по пенсиям трудовых мигрантов, которые "возвращаются жить на родину"
31.05.2018
В Минтруда рассказали, как повлияет на белорусов Договор о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС, если он будет принят и ратифицирован странами союза. В ведомстве отмечают, что в Беларуси нагрузка на ФСЗН по финансированию пенсий трудящихся-мигрантов, которые возвращаются на родину, в таком случае будет не возрастать, а ограничиваться. Напомним, ранее эксперт в области человеческого развития и демографии рассказала, чем Беларуси неудобен договор ЕАЭС по гастарбайтерам.
Сейчас ведется подготовка Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС. В ведомстве добавляют, что «базовый принцип, положенный в основу проекта договора, — принцип пропорциональности».
Документом предусмотрено, что каждая из стран союза принимает на себя ответственность по финансированию будущих пенсий трудящихся-мигрантов за периоды работы на своей территории, как если бы эти граждане проживали в стране трудоустройства. «Такой подход предопределяет, что в период работы взносы уплачиваются в пенсионный фонд государства, на территории которого выполняется работа», — поясняют в Минтруда.
— На современном этапе применение пропорционального принципа оправдано с точки зрения интересов государства в целом: при возвращении мигрантов на родину расходы на пенсии за «зарубежный» стаж остаются за странами, в которых велась трудовая деятельность (с уплатой пенсионных взносов), и не возлагаются на страну проживания пенсионера. В то же время трудящимся предоставляется право на получение пенсионных выплат от каждого из государств, на экономику которых они работали.
Если документ будет принят и ратифицирован, то Беларусь будет выплачивать пенсию за периоды работы на своей территории, а пенсии за стаж работы в государствах — членах ЕАЭС будут выплачиваться из пенсионных фондов этих государств, поясняют в Минтруда.
Проще говоря, если белорус официально работал в России, то и пенсия за это время ему будет начисляться в этой стране. За тот же период, что он трудился в Беларуси, пенсия будет начисляться в нашей стране.
«То есть в республике нагрузка на фонд социальной защиты населения по финансированию пенсий мигрантов будет не возрастать, а ограничиваться», — отмечают в ведомстве.
«Не получится ли так, что не возвратившийся в Беларусь окажется вообще без пенсии?»
Напомним, ранее заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН, кандидат экономических наук Анастасия Боброва отмечала, что документ содержит ряд норм, на принятие которых соглашаться Беларуси нецелесообразно. «При этом в большинстве случаев доживать свой век наши соотечественники возвращаются на родину. В результате возрастает нагрузка на Фонд соцзащиты», — поясняет Анастасия Боброва. По ее мнению, Беларуси нужно отстаивать вопрос перечисления средств пенсионного страхования в пенсионный фонд государства, гражданином которого является работник — в страну постоянного проживания.
В Минтруда отмечают:
— В частности, именно такой подход привел бы к наращиванию пенсионных обязательств страны места проживания. Но даже если согласиться с таким предложением автора, обеспечить и проконтролировать исполнение законодательства об уплате взносов работодателями — нерезидентами Республики Беларусь невозможно. Также невозможно в периоды работы трудящегося однозначно определить, какое из государств в конечном счете будет избрано им в качестве места постоянного проживания при выходе на пенсию. И не получится ли так, что, переведя взносы в Беларусь, гражданин, не возвратившийся в республику, окажется вообще без пенсии.
В ведомстве отмечают, что «каждой страной — участницей Договора ЕАЭС будет обеспечен учет трудового стажа на своей территории и выплата заработанной части пенсии (в размере, предусмотренном национальным законодательством государства, где протекала работа)».
— Кроме того, нельзя не учитывать, что все базовые позиции проекта (в том числе об уплате взносов в пенсионный фонд государства трудоустройства) в настоящее время уже действуют в рамках Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения (заключен 24 января 2006 года, вступил в силу 29 марта 2007 года). То есть они оправданы и выверены более чем десятилетней практикой белорусско-российских взаимоотношений в области совместного пенсионирования граждан, — поясняют в Минтруда. — В целом отметим, что главное предназначение Договора – сформировать механизм, обеспечивающий трудящимся возможность реализовать в полном объеме пенсионные права, заработанные на территории государств-членов ЕАЭС, независимо от того, в каком из этих государств они будут проживать в пенсионный период.
Вы можете оставить комментарий или поделиться своей историей: